Киевская Русь, начало второго тысячелетия. Ростовские земли полыхают от межплеменных войн. В лесах, по дорогам и рекам хозяйничают разбойничьи ватаги. Разбойники продают людей Хазарам, которые сплавляют рабов в низовья Волги для перепродажи.
Чтобы остановить работорговлю молодому Князю Ярославу предстоит объединить земли и народы Ростова. Победить врага можно только, преодолев предубеждения и остановив религиозные и этнические конфликты внутри княжества.
На месте уничтоженного разбойничьего логова Ярослав основывает город, который позже люди назовут его именем.
Сегодня нужны новые, более понятные и интересные формы подачи знаний для школьников, считает исполнитель одной из главных ролей в фильме, Виктор Вержбицкий:
« - Современная молодежь совсем другая, у нее другой ритм жизни. К сожалению, они мало читают. Не всегда у молодежи есть время почерпнуть знания из учебников и книг, очень хочется в помощь им преподнести знания в более доступной и интересной форме историко-приключенческих фильмов”.
Виктор Вержбицкий на съемках фильма "Ярослав"
"Я дал согласие на съемки в этом фильме, после того как узнал фамилию режиссера, – говорит Виктор Вержбицкий. – Мы с ним вместе принадлежим к одной "мафиозной структуре" – узбекской творческой мафии: Дмитрий Коробкин, Джаник Фазиев, Александр Абдулов.
Это наша ташкентская творческая среда, наша компания с которой мы начинали свою жизнь в кино. И моя "узбекская мафия" меня не подвела. Добротный сценарий, очень комфортная атмосфера на площадке, режиссер, который точно знает, чего он хочет добиться от актера. Хорошие костюмы, очень добротно исторически выверенные, грим. Правда в силу этого приходится на грим и одевание костюма тратить почти по два часа... Но чего не сделаешь для истории..."
Фото предоставлены сайтом Ruskino.ru
На съемочной площадке фильма «Ярослав»
1000-летие основания города Ярославля будет праздноваться в России в 2010 году, оргкомитет празднования возглавляет Президент РФ Дмитрий Медведев. Именно к этой памятной дате согласно распоряжению правительства РФ кинокомпанией «Анно Домини» снимается исторический блокбастер «Ярослав» (режиссер – Дмитрий Коробкин). В кризис бюджет этого полнометражного историко-приключенческого художественного фильма из-за понижения стоимости услуг, аренды оборудования, снижения заработной платы специалистов и гонораров актеров удалось уменьшить с первоначальных 11 миллионов долларов США до 5 (без учета рекламной кампании). Государственная финансовая поддержка министерства культуры РФ составляет один миллион долларов, остальное – собственные средства компании и частные инвестиции. Съемки фильма «Ярослав» завершились в конце октября 2009 годав Ярославской области.
Фильм расскажет о событиях, сопутствующих основанию города – борьбе князя Ярослава с работорговцами. Одним из открытий фильма, по мнению его создателей, станет забытое или же специально неафишируемое российской и советской исторической наукой явление – Древняя Русь Х-ХI веков была крупнейшим поставщиком рабов на рынки Азии и Ближнего Востока. Людей веками продавали в рабство как сами русские князья, так и варяги-викинги с севера и кочующие племена с юга, тем самым опустошая приграничные русские земли. Именно это, а не пушнина и мед, было основным видом внешней торговли дохристианской Руси. Закладка на Волге русского города для прекращения работорговли по пути «из варяг в персы» – первая заслуга князя Ярослава, ставшего впоследствии Великим Киевским князем и прозванного Мудрым. В фильме повествуется о борьбе Ярослава с работорговцами, о любви князя к дочери вождя племени «медведей», предательстве со стороны соратников, объединении племен вокруг Ростова и закладке города, названного именем князя Ярослава и ставшего одним из первых древних городов России.
Для достоверного воспроизведения эпохи – костюмов, украшений, быта — были использованы архивы Ярославского и Ростовского кремлей, в качестве консультантов привлечены видные ученые-историки. Главная декорация, созданная в Тутаевском районе Ярославской области за шесть месяцев, – деревянный город – полностью повторяет немногочисленные дошедшие до нас в виде археологических артефактов русские и варяжские постройки 11 века. В фильме — обилие боевых, каскадерских и конно-трюковых сцен, для исполнения которых были приглашены лучшие каскадёры России. В массовых сценах занято свыше 300 жителей Тутаева, на каждого из которых сшит индивидуальный костюм. Гримирование основных персонажей занимает несколько часов – требуется полная историческая достоверность образов. В работе над гримом и костюмами художники ориентировались на лучшие исторические фильмы мирового кинематографа.
Кастинг фильма длился больше года. Роль Ярослава исполняет Александр Ивашкевич. В других ролях заняты Алексей Кравченко, Светлана Чуйкина, Виктор Вержбицкий, Валерий Золотухин, Елена Плаксина, Константин Милованов, Борис Токарев, Владимир Антоник, Павел Хрулев и другие.
Съемки картины представляли собой довольно любопытное зрелище. Представьте: Русь, 11 век. Деревянный город этой эпохи возник за шесть месяцев недалеко от Ярославля. Причем это город–трансформер. Одна из его частей представляет собой древнее языческое капище, которое плавно переходит в княжеский двор, с парадным въездом в город. Если обогнуть город, то можно найти уютный дворик с высушенными травами, связками сушенных грибов – это место, где проходила жизнь обычных поселян, тут же за углом – баня, место ведения мужских разговоров. В центре города-трансформера находится княжеский терем – жилище князя Ярослава, в разных частях которого также снимается много разноплановых сцен. Это княжеские хоромы, и светелка дочери Святозара, и место сбора дружины. Все трансформируется по велению режиссера. В подвале княжеского терема расположена пыточная с дыбой. На берегу реки Волги раскинулся походный княжеский шатер. Везде бегают дети в исторических костюмах той эпохи и на вопрос, нравится ли им сниматься в кино, гордо по модному отвечают, у кого сколько съемочных дней. У детей совершенно роскошные типичные лица эпохи 11 века, словно ничего не изменилось. Вообще для Ярославля это самая громкая новость этого лета. Во-первых, почти весь город принимал участие в грандиозном кастинге. В съемочном процессе занято около 300 человек массовки, на каждого сшит индивидуальный костюм. Недавно массовка узнала, что за ночные смены можно получать переработку, но почти никто не воспользовался этой привилегией, ведь они принимают участие в съемках фильма о родном городе.
По сюжету фильма предстояло снять сцену с участием Алексея Кравченко, который играл роль Харальда, варяга, ближайшего друга Ярослава. Ему необходимо было упасть в холодную осеннюю огромную лужу, причем упасть красиво. Реквизиторы фильма приготовили все необходимое для того, чтобы быстро переодеть актера после погружения в студеную воду. Режиссер Дмитрий Коробкин долго и тщательно выстраивал кадр, объяснял всей съемочной группе ее задачу, потому что снять надо было с одного дубля, чтобы не повторять это падение. Эта сцена являлась кульминацией фильма. Несла огромную психологическую нагрузку, поэтому всех посторонних и не занятых в данном процессе людей попросили удалиться. Все произошло очень быстро. Кравченко достойно упал, и его быстро укутали в теплый плед. Но как профессиональный актер, он тщательно посмотрел отснятый кадр на мониторе и совершенно неожиданно для всех предложил сделать еще один дубль. Такой актерской щедрости не ожидал даже режиссер, и не стал упускать возможность получить еще один дубль и с радостью согласился. Харальд – Кравченко пошел переодеваться. Оказывается, у продюсера фильма Вадима Быркина на такой случай есть в запасе второй комплект костюма, что в принципе тоже нетипично для съемок современного кино. Но продюсер фильма человек хозяйственный, знает, что экономить на съемочном процессе и, особенно на «картинке» — нельзя, потом, если, что не так, дороже будет. Харальду наложили еще раз грим, переодели в сухой костюм и все еще раз повторилось.
Затем съемочная группа переехала на княжеский двор. Снималась сцена разговора Святозара, правой руки князя Ярослава (в современном представлении «Управляющий делами»), которого играет Виктор Вержбицкий со своей дочерью Желаной в исполнении Елены Плаксиной. На шее Святозара во время предварительных репетиций сцен очень трогательно расположился оренбургский платок, оберегая связки актера. На ногах Желаны также вне кадра фигурировали добротные явно не гламурные резиновые сапоги, так как грязь на площадке была абсолютно натуральной, соответствующей времени года и месту действия. Кроме главных героев, в кадре присутствовала дюжина деревенских детей из массовки, которые, казалось, жили своей обычной жизнью на княжеском дворе. А в это время Святозар уговаривал свою дочь, что лучшего жениха, чем Ярослав, ей не найти.
Две женские роли в фильме: Желанна, дочь Святозара в исполнении Елены Плаксиной и Райда, дочь вождя племени медведей, в исполнении Светланы Чуйкиной, связаны в фильме с главным героем Князем Ярославом. Одну пророчат в жены, а вторая Райда – стала самой желанной женщиной для князя Ярослава, его потаенной любовью.
Вадим Быркин (продюсер, кинокомпания «Анно Домини»): «Для меня этот проект очень много значит. Во-первых, это большое яркое кино. Во-вторых, нашему фильму предстоит участвовать в торжествах по поводу празднования 1000 летия города Ярославля, оргкомитет празднования возглавляет Президент РФ Дмитрий Медведев. Представляете, какая ответственность! Было много проблем, кризис на дворе, недостаток средств, но я со всей уверенностью могу сказать, что именно кризис нам помог уменьшить бюджет и начать съемки. А еще очень помогла погода. Весь съемочный период она стояла прекрасная. И в тот момент, когда мы начали съемки, закончились все природные катаклизмы в виде комаров, клещей, слепней и прочей живности, активно мешающей съемочному процессу. Кризис помог собрать звездную команду актеров и людей, работающих на съемочной площадке».
Материал с сайта
«Profi Cinema»
Отзыв и интервью о фильме...
Всегда есть выбор - Фильм "Ярослав. Тысячу лет назад"
Богатыри и мы О чем снимали и снимают современное историческое кино