В Театре Наций вновь работает болгарский режиссер Явор Гырдев. На этот раз он ставит пьесу Энтони Шеффера, более известную как «Сыщик» — так назывался и фильм Кеннета Брана (2007), ставший ремейком «Игры на вылет» Джозефа Манкевича (1972).
Драматург Михаил Дурненков, адаптировавший текст Шеффера для Театра Наций, перенес действие в наши дни и немного поменял биографии героев. Так что, даже если вы смотрели оба голливудских фильма, с трудом сможете предугадать развитие сюжета в спектакле, который Явор Гырдев сравнивает с виртуальной стратегической игрой: ее герои считают, что движутся к цели, а на самом деле, каждый раз выходят на новый уровень заблуждения — и упускают тот момент, когда игра превращается в действительность.
Российскому зрителю Явор Гырдев известен как постановщик «Метода Гренхольма» и «Киллера Джо». Московская публика познакомилась с Гырдевым в 2004-м, когда был показан его спектакль «Человек-подушка», перевернувший все представления об условности. Зрители, сидевшие в двух шагах от актеров, отделенных прозрачной стеной, не могли предугадать ни одного поворота сюжета, и при этом абсолютно верили, что все происходящее — не сценическая иллюзия, а реалити-шоу.
Семья и верность – традиции, которые нужно демонстрировать на экране!
Как ни относись к современному отечественному кинематографу, а не признавать успехи российской анимации нельзя – даже если вы далеки от нежного возраста, вы все равно слышали и про «Смешариков», и про «Машу и медведя», и про «Снежную королеву», и, разумеется, о серии полнометражных анимационных фильмов о трех богатырях от студии «Мельница». Именно к последним ближе всего новая большая рисованная картина режиссеров Юрия Рязанова и Юрия Кулакова «Сказ о Петре и Февронии», однако кроме былинных драконов и сказочных персонажей в ленте, запланированной к выходу уже в июле, поднимаются и вполне реалистичные, близкие каждому вопросы – проблемы верности, преданности семье, взаимопонимания и любви. В данный момент проходит этап озвучания фильма, и мы не могли не воспользоваться моментом, чтобы не задать несколько вопросов о картине популярному и любимому многими актеру Виктору Вержбицкому, и он приоткрыл некоторые тайны «Сказа о Петре и Февронии».
История о том, как актёр, не снимавшийся уже много лет, вновь попадает на площадку. И оказывается, что режиссёр – это круглая мигающая камера, искусственный интеллект.
Во время съёмки сцены с монологом Виктора Вержбицкого к съёмочной группе, сотрудники комплекса были уверены, что он действительно "разносит" молодую съёмочную команду.
В Театре «Ленком» состоялся первый показ ближайшей премьеры — «Сны господина де Мольера...»
В роли Людовика Великого — Народный артист России Виктор Вержбицкий.
По пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош»
Мы назвали наш спектакль по пьесе Булгакова «Кабала святош» — «Сны господина де Мольера...». Сны, потому что наша действительность иногда и впрямь, как дурной сон. И хочется встряхнуть всех, чтобы проснулись, чтобы увидели, что нельзя убивать за веру, что нельзя предавать.
С другой стороны, сны — это и мечты, и надежды наши, самые заветные, любовь, которая не от ума, а от сердца. И в этой любви всё сходится и становится целым, настоящим.
"Кабалу святош" Булгакова ставят много и по-разному. И не всегда, как ни странно, в центре спектакля Мольер. Иногда центр перемещается в сторону Людовика Великого. Но Виктор Вержбицкий, что называется, одеяло на себя не перетягивает. Хорошо ли играет Вержбицкий? Да. Этот актер вообще плохо не играет никогда. Как нередко случается с этой пьесой, он создает такую, немного офранцуженную, версию Сталина. Тиран без эмоций, иногда позволяющий себе шутку, чтобы быть ближе к народу. Если Мольер страдает все время, то Людовик кажется вообще человеком без эмоций. Предсказуемое решение? Абсолютно. И что? Хороший, обаятельный, абсолютно органичный актер. Смотреть приятно.
«Культура», 27 сентября 2017 года
«Мольер нам только снится»
Хорош в роли Людовика XIV Виктор Вержбицкий. Холоден, спокоен, даже как будто чуточку инфантилен. Хотя оно и не мудрено: любой приказ, слетевший с губ, тут же будет принят к сведению. В образе монарха для артиста заложена целая комедийная партитура и Вержбицкий, кстати, прекрасно мог бы ее отыграть. Но «Мольер» Сафонова столь серьезен, что артист лишь изредка как бы на ходу приоткрывает грань своего дарования.
«Культура», 28 сентября 2017 года
«Чем от дьявола спасаетесь?»
Кроме любимых булгаковских сцен (вроде плюющихся святош) спектакль спасают бойкие появления комичного «тушильщика свечей» Жан-Жака Бутона (точная, но не дожатая балаганная роль Ивана Агапова) и редкие выходы Виктора Вержбицкого в роли Людовика. Здесь Вержбицкий не предстает в новом актерском качестве, как, положим, у Константина Богомолова, но хотя бы задает планку, чего не скажешь об остальных актерских работах, потерянных без твердой режиссерской руки. Вержбицкий играет филигранно и церемонно, выделывая редкие фразы до блестящих реприз, вызывая смех издевательской интонацией и «старорежимным» произношением. Его сияющий лоском аристократический костюм троится между веком дворцов, партийных кабинетов и элитных вилл. Холеные пальцы увешаны перстнями. Голова лишний раз не повернется – достоинство и самолюбование, смешанное с презрением, сквозит в каждом шаге. Именно презрительное отвращение будет сверкать в его последнем взгляде, брошенном на растоптанного, обессиленного Мольера. И если в первом акте Людовик самодовольно купается в собственной демократичности и неугасимой иронии, то во втором – и сам страдает от несомой миссии, брезгует доносчиком и утомлен шакалом-архиепископом (Дмитрий Гизбрехт). И в этой роли, при всей кажущейся однозначности образа равнодушного тирана-иезуита, актер оставляет некую недоговоренность. Подлинную театральную загадку.
Когда по сцене идёт король, лучи света падают на его серебренную мантию, заливая всё вокруг сиянием. Зал буквально слепнет от блеска, параллельно Людовику, в так его шагам, медленно катится огромный круглый стол с зеркальной поверхность, отражающей мягкие лучи точно направленных прожекторов. Художник во свету, Сергей Виноградов – мастер своего дела, этим приемом он подтверждает и прозвище Людовика: Король – Солнце и его уникальность в мире спектакля. Подобно сияющей звезде, от которой зависит существование планет, он правит тысячами людей в своем государстве. Виктор Вержбицкий (исполняющий роль короля) двигается очень плавно и медленно. Покачиваясь он опирается на тонкую трость, перед глазами мелькают сотни исторических фильмов, в которых именно так передвигались степенные монархи. Голос его звучит всегда крайне спокойно и сдержано, он не находит для себя возможным раздражаться, даже когда ситуация выходит из-под контроля. Достоинство не позволяет быть излишне эмоциональным, король «Солнце», холоден, как лёд. Его сияющие белоснежные одежды дополняют образ чего-то недоступного, нереального для серого пыльного мира.