Неугомонная Марина Райкина (идеолог премии и редактор отдела культуры) опять взбаламутила театральный мир: сидели бы себе господа актеры по домам, развлекались до вечернего спектакля чашкой кофе, так нет, надо бежать по лужам в «МК», чтоб прямиком угодить в кадр на первую полосу в качестве лауреата Театральной премии-2009! И вынуждены были, уходя — что греха таить, — испить на радостях кое-что покрепче...
Как всё это было? Первым (буквально за час до церемонии!) пожаловал Сережа Безруков, который 14 лет назад, в
1995-м, получал как «начинающий» самую-самую первую нашу премию за главную роль в «Психе»... До сих пор мурашки по коже, как в финале он заходит в ванную, гаснет свет... девчонки в ужасе визжали, по десятому разу оплакивая своего повесившегося кумира. Но вот он — живой и бодрый, обнимается с главным театральным талисманом газеты — Олегом Табаковым: — «Олег Павлович, вот и вам премия! — А
мне-то за что? — Положено! — Ну раз положено, скажу просто: я рано понял, что радость видеть, как получают премии твои ученики, в сто раз сильнее, чем когда награждают тебя! »
Вот так и началась сверхскоростная церемония: долой шаблоны, фраки, пошлые и длинные речи, утомительные реверансы.
— Премия «МК» самая свободная, веселая и неуправляемая! Можно делать все что угодно, только без занудства! — начинает главред Павел Гусев. — Орать с места, петь, травить анекдоты, посвящать эпиграммы... (с последним — он попал в точку, но об этом — позже!). А вот реверансы и чинопочитание у нас разрешены только в адрес Табакова. Так и сказал командор «МК» Павел Гусев.
Отбивка секундомера, начали: начинающие — Мария Трегубова (лучший художник из «Школы современной пьесы»), Светлана Колпакова (женская второго плана), Андрей Фомин (мужская второго плана) — оба из «Табакерки»; лучшая первого плана Елена Козина за Инну в спектакле «Мурлин Мурло» («Современник»). Две минуты на всех. Таков жесткий церемониальный кодекс, диктаторски внедренный Райкиной.
Из приятного — цветы, пакетик с призами от «МК» (веселая маечка и кое-что антикризисное), плюс суперблюдо, сделанное по спецзаказу на Ленинградском фарфоровом заводе, — на нем маска, «МК» и слоган «Нам все до рампочки».
За «начинающими» в бой ринулись полумэтры: Лариса Ломакина (за сценографию в «Старшем сыне»), Юлия Свежакова (несколько ролей в «Рассказах Шукшина», Театр наций), Виктор Вержбицкий за роль Фредди в «Саранче» Театра имени Пушкина...
—
А вы знаете, это моя первая театральная премия, — вдруг признался Виктор, — и мне это тем более важно... спасибо.
— Витя, у нас легкая рука, — кричим ему вдогонку.
— Да, точно, — кивает Табаков, — теперь уж подфартит.
Шквал аплодисментов плывет над пресс-залом, когда на подмостки выбегает получатель «лучшей мужской» в полумэтрах — маэстро Безруков: — Надеюсь, я получаю не за то, что лично знаком с Табаковым, — как всегда, максимально загадочно улыбается Сергей, — и не за то, что являюсь его учеником. Верю, меня наградили именно за Сирано. Замечу лишь, что спектакль этот идет не в стационарном театре, это антреприза. И так поразительно, что «МК» это разглядел. Хочу пожелать молодым: от «Психа» до «Сирано» — 14 лет, держитесь!
Без передышки понеслись к микрофонам «другие номинации»: «событием сезона» стал Фестиваль им. Чехова (Международная конфедерация театральных союзов), за «лучший ансамбль» дали Ольге Дроздовой, Алене Бабенко, Владиславу Ветрову и Сергею Юшкевичу за «Бога резни» (это спектакль-шок в «Современнике»), Женя Гришковец обрел наконец мир вместе с эмкашным блюдом за моноспектакль «+1». А лучшим проектом сезона стала мегаопасная затея Терезы Дуровой в ее Театре клоунады «Звезда читает сказку»:
— После часового столь нежного общения с детьми, — рассказывает Дурова, — чуть ли не все актеры (а это известные народные артисты) часа два у меня в кабинете приходят в сознание. Мы безумно рады, что этот проект есть, будем и дальше его продолжать. И приглашаем Табакова, Олег Павлович, гримерка для вас на втором этаже свободна!
И — под занавес — тяжелая артиллерия: МЭТРЫ. Елена Кочелаева берет за лучшую сценографию в спектакле «Сон под Рождество» Театра им. Гоголя; лучшая женская роль второго плана — Евгения Глушенко («Дети солнца» в Малом театре); мужская второго плана — Александр Пороховщиков (господин Йович в «Саранче», Театр им. Пушкина).
Лучшую женскую роль берет очаровательная Светлана Мизери (роль Молли Иган, спектакль театра «Сопричастность»), а мужскую — Сергей Сосновский (Сарафанов в «Старшем сыне» «Табакерки»).
На криках «браво» церемония резко завершилась.
— «Талант — единственная новость, которая всегда нова, — говорит напоследок Олег Табаков, — и вы, «МК», доказываете это ежегодно. Вы хотите замечать таланты, и вы поддерживаете таланты (что для талантов очень важно). А вообще, когда приходишь к вам и видишь такое количество здоровых, веселых людей, думаешь — нет, жизнь прожита не зря!
Информация предоставлена газетой "МК"