*Бешеные деньги

'Бешеные


Театр Пушкина

Режиссер Роман Козак обещает, что зрители не увидят в его интерпретации Островского живых медведей, матерых купчин и прочих прелестей старомосковского быта. Пьеса очень злободневная, ведь все действие крутится вокруг слов: «кредит» и «бюджет». Кредит — это то, чем живут, бюджет — то, чего боятся. Целый сонм московских бездельников беспечно резвится в кредит на московских просторах и все сплошь узнаваемые типажи, не хуже, чем в комедии дель арте. И там, и здесь — маски, которые, похоже, совсем не меняются со временем.

Премьера спектакля "Бешеные деньги" состоялась!Задолго до спектакля все билеты были проданы. Пьеса Островского действительно оказалась очень злободневной. Артистам то и дело приходилось делать паузы, пережидая смех и аплодисменты зрителей. Завершился вечер дружными аплодисментами в зале, красноречиво свидетельствующими об успехе автора, режиссера и блестящего ансамбля актеров, занятых в спектакле.Фото Театр им. А.С.Пушкина

Пресса о спектакле

 

Автор: Алена Карась

 


Казалось, Роман Козак сам срежиссировал собственный уход. Ведь именно на 30 мая он пригласил критиков и гостей руководимого им театра им. Пушкина, чтобы показать свой новый спектакль "Бешеные деньги" по пьесе Александра Островского. И умер за два дня до того.

Несколько часов длилось начавшееся утром прощание и завершилось нескончаемой овацией уже перед театром: Козаку - не его гробу, но его полной достоинства и мужества жизни - аплодировала вся Москва.

Так рождаются легенды, которые потом вдохновляют новые и новые поколения людей театра. Козак, конечно, не собирался умирать - об этом говорят его последние интервью. И все же его болезнь была тяжела и смертельна. А он, пренебрегая ею, отмахиваясь как от назойливого гостя, репетировал комедию Островского - свой, быть может, самый веселый спектакль.

Красота встречает публику с самого начала. Козак пригласил для своего знаменитого сподвижника Анатолия Васильева, художника Игоря Попова, чтобы тот превратил пространство сцены в изысканный и строгий павильон. Белая стена, арка, ложные колонны, красота, игровые в своей основе изысканные платья и мужские костюмы - праздник театра, наслаждающегося самим собой. Музыка, столь важная для всех спектаклей Козака, здесь обретает предметные очертания: внизу за роялем сидит отличный музыкант и композитор Евгений Борец, аккомпанируя актерам, которые все до единого прекрасно поют. Не только Николай Фоменко, играющий сладострастного барина Кучумова, точно маску комедии дель арте.

Обаятельного и трогательного провинциала Савву Василькова играет Иван Ургант, и для него это первое после долгого перерыва возвращение к профессии. Сам Козак говорил, что для него Ургант - воплощение той неведомой генерации людей, которая умеет легко, беззаботно и честно зарабатывать большие деньги. Ургант еще не заиграл с той мерой свободы, которая должна подарить публике высокую степень сочувствия к его герою, но он уже на пути (правда и то, что спектакль, сыгранный в день похорон, - это особый случай). Его Савва эксцентричен и властен, не желая того. А между тем вся его власть - в самостийности, цельности его существа.

Влюбленный в Лидию Чебоксарову, избалованную московскую барышню, которая у Александры Урсуляк похожа на сегодняшних развязных и шикарных "селебрити", он проходит через все унижения, не замечая их, или, напротив, всем существом открываясь навстречу боли.

Александра Урсуляк играет необычайно остро; ее отповедь матери (изысканно театральная работа Веры Алентовой), где она с легкостью вычеркивает из своей жизни отца и всех, кто не может обеспечить ее деньгами, - жесткая пародия на сегодняшнее мироустройство.

Но эксцентричный Васильков-Ургант с надетым за спину пропеллером вместо донкихотского меча ведет себя с ней точно Петруччо с Катариной. Только укрощает он не строптивость, а алчность - новую болезнь девушек. И делает это с такой победительной силой, что зал начинает ликовать.

О последнем спектакле невольно тянет говорить как о заветном. Но если что и заповедовал Роман Козак своим актерам и публике - так это вкус, чувство стиля и элегантной игры. А еще - надежду на то, что страна не погибнет от напора воров и бездельников, но сможет обрести чувство достоинства.



 

Островский без купеческих бород.

 


.

 

Островский — по-прежнему один из самых востребованных авторов на отечественной сцене. Совсем недавно «Сатирикон» выпустил спектакль «Деньги» по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын», а сегодня Театр имени Пушкина приглашает на премьеру комедии «Бешеные деньги». Помимо ведущих актеров труппы, в спектакле заняты две приглашенные звезды — Иван Ургант и Николай Фоменко.

Такому актерскому составу может позавидовать любой театр. Кажется, под эти имена сегодня действительно можно собрать бешеные деньги. По крайней мере, полные залы на «Бешеные деньги» точно соберутся. Причем, главная приглашенная звезда — отнюдь не Николай Фоменко. Точнее, он не самая главная интрига, ведь в Театре Пушкина актер сыграл уже не одну роль. А вот другой шоумен нового поколения в театре, фактически, ранее замечен не был.

«Я решил попробовать. Возвращаться мне было некуда. Я сжег за собой мой собственный театр. Облил бензином и сжег в 1997 году, когда ушел из театральной академии. Конечно, я не рассчитывал, что когда-то придется вернуться, но, тем не менее, очень хотел. Щедрое предложение режиссера Козака, который позволяет мне принимать участие в репетициях и, если ничего не случится, в премьерных спектаклях, вызвало во мне огромную радость», — признается исполнитель роли Саввы Василькова Иван Ургант.

Предложение, действительно, щедрое — роль деятельного провинциала Саввы Василькова. С пропеллером за спиной, но не Карлсон, он без памяти влюблен в первую красавицу Чебоксарову, но ни на секунду не забывает считать деньги.

Островский, без купеческих бород, зато с заводными собачками, фонтанами и прочими чудесами технического прогресса. Как будто герой другой пьесы прославленного драматурга, пытаясь изобрести вечный двигатель, напридумывал этих милых безделиц. В остальном это классическая комедия, чуть осовремененная (лет на пятьдесят вперед от написанного), но почти без купюр.

«Эта пьеса практически в стихах, хотя и написана в прозе. Александр Николаевич, конечно, производит впечатление. Нужно организм разминать для того, чтобы в тебе прорастали тонкие ощущения. Это как лекарство», — считает исполнитель роли Григория Кучумова Николай Фоменко. Пользуясь терминологией Николая Фоменко, «разминка» проходит активно. Актеры балансируют между эксцентрикой и фарсом, не забывая исполнять веселые куплеты. «Как ни странно, чтобы это было понятно тем, кто сейчас сидит в зрительном зале, человек должен видеть, что он такого знает», — говорит исполнительница роли Надежды Чебоксаровой Вера Алентова. Ко второму действию градус беззаботного веселья заметно спадет. Золотая лихорадка — еще то зло. Известное и очень понятное.«Лидия включается в любовь только тогда, когда видит деньги», — замечает исполнительница роли Лидии Чебоксаровой Александра Урсуляк Вот такие товарно-денежные отношения по Островскому. Теперь и на сцене Театра Пушкина.

<</td>

На фото: Виктор Вержбицкий (Иван Петрович Телятев) в сценах из спектакля по пьесе А. Н. Островского «Бешеные деньги» в Театре имени А. Пушкина.

 


'Бешеные

'Бешеные

'Бешеные

'Бешеные



 
   
12 .